Леонид Гелибтерман, вице-президент Всемирной организации винного туризма (GWTO) по Евразии, был одним из ключевых спикеров второй деловой сессии Винной Ассамблеи рейтинга Top100wines.ru. Эта сессия была посвящена развитию российского винного туризма в условиях отложенного спроса и вызвала оживленную дискуссию. Сегодня мы публикуем несколько фрагментов из выступления Леонида Гелибтермана, а более полный отчет об этой интереснейшей сессии будет напечатан в специальном итоговом издании рейтинга Top100wines.ru, который будет распространятся в комплекте с декабрьским номером журнала Forbes.
«Давайте определимся с терминами»
Мы говорим о винном туризме, но юридически у нас в стране такого термина нет. Давайте смотреть правде в глаза.
С международной точки зрения, винный туризм – это часть гастрономического туризма. Однако и гастрономического туризма, как вида, у нас в стране тоже нет.
Впрочем, комитет по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии разработал концепцию развития гастрономического туризма в Российской Федерации. Эту концепцию Ростуризм, внезапно почивший в бозе, успел передать в разные министерства и даже получил отклики. Я очень надеюсь, что Минэк эту работу не оставит, и мы, в конце концов, получим нормальный документ, который позволит развивать это направление официально и прямым путем. В концепции развития гастрономического туризма есть и определение «винный туризм». Я уверен, что если здесь, в зале, узнать мнения присутствующих, то мы с вами получим 15-20 определений, что такое винный туризм. Мы все разные, у каждого своё понимание процесса. Но нам надо утвердить термины, чтобы появился глоссарий, и чтобы мы, как профессионалы, подразумевая какое-то понятие, имели в виду одно и то же.
«Нас не посчитали»
Теперь разрешите вернуться к теме цифр. Как известно, в мире существуют три вида лжи. Помните? Ложь, злостная ложь и статистика. Конечно, очень хотелось бы, чтобы кто-то посчитал участников рынка винного туризма. Чтобы мы имели не экспертную оценку, а точные данные, понимая при этом, что подразумевается под «участниками» рынка. «Принимать туристов» – это как? Приехала группа товарищей, я им открыл калитку своего садика, посадил гостей на лавочку, достал из погреба бутылку, все выпили, гости на радостях купили ящик и уехали... Это и есть винный туризм?
«Что такое GWTO?»
Всемирная организация винного туризма, которую я представляю, вышла из стен Всемирной туристской организации ООН, которая, в свою очередь, является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций и в мире развивает туризм. В 2015 году Всемирная организация туристическая начала развивать гастрономический туризм и, как часть гастрономического туризма, они стали делать форумы по винному туризму. Поскольку я являюсь членом экспертного совета Всемирной туристской организации ООН по гастрономическому туризму, мне, безусловно, было интересно посмотреть, как работают с винным туризмом. Группа профессионалов, которая участвовала в этого рода международных форумах по винному туризму, решила, что нужно делать специализированную организацию, поскольку в рамках Всемирной туристской организации ООН сочли, что не совсем, так сказать, точно определены нюансы и там все-таки не так много специалистов, которые действительно занимаются спецификой винного туризма. Таким образом, эта организация зародилась. Она удачным образом зарегистрировалась перед ковидом. Соответственно, попала на все сложности и трудности, но при этом очень активно начала работать. Возглавляет её Хосе Антонио Видаль, президент Ассоциации винного туризма Испании – страны, которая в винном туризме является лидером. Хосе Антонио Видаль очень активен, и, что не может не радовать, он очень позитивно относится к развитию винного туризма в Российской Федерации, поддерживает все те проекты, которые у нас возникают. Я являюсь вице-президентом по Евразии, но у нас уже есть директор по России – это, я думаю, хорошо известный вам Леонид Львович Попович. В России уже есть несколько членов GWTO, но я думаю, что их будет больше. И у нас, конечно, есть уникальный шанс в рамках этой международной организации получить очень серьезный опыт.
Во-первых, в рамках GWTO есть академия винного туризма, которая объединяет учебные заведения разных стран. Безусловно, заниматься винным туризмом должны профессионалы, а их надо готовить. Своих серьёзных учебных программ на эту тему у нас нет, поэтому нам интересен зарубежный опыт подготовки специалистов и преподавателей, и это очевидная тема для сотрудничества.
Вторая история – это продвижение нашего винного туризма в других странах, приобретение опыта, установление прямых контактов и, собственно, продажи через маркетплейс. Это то, чем Всемирная организация винного туризма и занимается.
Мы – страна начинающая, и нам интересен опыт. И опыт таких стран, как, например, Испания, которая из винного туризма сделала очень серьёзный бизнес, и опыт стран, которые только выходят на дорогу винного туризма – например, с такими неожиданными названиями, как Узбекистан, где винный туризм выделен как приоритет государственной политики. Мы ни в коем случае не должны почивать на лаврах. Нам надо сделать очень многое. Но самое главное – нам нужно создавать систему. Нам нужно создавать систему, как можно меньше импровизировать, как можно больше общаться профессионально и создавать матрицы, по которым мы можем действовать.
Номинация «Вино на винограднике»*
Я хотел бы поблагодарить коллег за инициативу создать в рамках рейтинга Top100wines.ru номинацию по винному туризму. Это очень важно, и Всемирная организация винного туризма, это поддержала. Мы выступили партнером этой номинации, и я хотел бы рассказать о тех критериях, которые, с нашей точки зрения, было бы разумно учитывать при оценке российских виноделен как объектов винного туризма.
Начнем с простого: количество посетителей. Те, кто знает о существовании закона о туризме, подозревают, что у нас есть туристы, а есть экскурсанты. Подозреваю, что подавляющее большинство объектов винного туризма не очень понимают, чем отличаются экскурсанты от туристов. Поэтому давайте начнём с того, что хотя бы будем считать квалифицированно – и тех, кто к нам приходит, разделять на туристов и экскурсантов.
Дальше – виды услуг. Их список велик. Это и прием организованных групп от туроператоров из Единого федерального реестра Ростуризма, и индивидуальные экскурсии, и возможность заказа экскурсий онлайн, и проведение экскурсий на иностранном языке, и иммерсивные туры, и наличие на винодельне обучающих программ (например, школы вина или кулинарных курсов), это и продажа вина непосредственно на объекте винного туризма, и наличие на винодельне (или хотя бы в шаговой доступности) объектов общественного питания, и проведение специальных эногастрономических ужинов, это также возможность ночёвки и дополнительных сервисов (таких, как SPA, косметология и т. д.), это, наконец, даже возможность приобрести фирменную сувенирную продукцию, не говоря уже о локальных продуктах и напитках. Когда начинается оценка, все эти факторы принимаются во внимание. Безусловно, лидеры отрасли в подавляющем своём большинстве эти факторы учитывают. Однако эта совокупность критериев касается не только 5-10 наиболее привлекательных объектов винного туризма, но и всех остальных – плюс еще примерно 60, если верить нашей статистике.
Всё более актуальный критерий – визуальная привлекательность объекта. Но это не только архитектура комплекса зданий винодельни, а еще и ландшафтный дизайн территории, и внешний вид виноградника, дизайн вид погреба и дегустационного зала. Наконец персонал: наличие специально подготовленных для работы с посетителями сотрудников, а не «кто попал под руку, тот и экскурсовод». Я хочу напомнить, что с этого вступило в действие новое законодательство, и мы должны лицензировать гидов-экскурсоводов. Безусловно, это большой вопрос: как их лицензировать на винодельнях, но мы должны будем следовать закону, нравится нам он или нет. А раз так, то задумайтесь о наличии учебно-методических материалов, о наличии униформы у спец. персонала, об именные бейджах и, в конце концов, о книге отзывов.
Но не менее важный фактор – это доступность и безопасность. Это транспортная доступность, наличие парковки на объекте, навигация на винодельне, наличие веб-сайта, возможность для посещения объекта маломобильными гражданами… Для полного набора добавьте к этому программы лояльности, наличие сертификатов качества при продаже продукции, ценовую категорийность туров и участие в программах, которые инициируются региональными органами власти.
Кстати, не забудем и вопрос сезонности: принимает ли объект экскурсантов и туристов круглый год? Как ведётся статистический учёт посетителей?
Все это – лишь очень короткий обзор тех критериев, которые должен держать в голове (точнее – в своем бизнес-плане) руководитель объекта винного туризма, когда он планирует развивать винный туризм.
Может быть, в таком случае у вас и получится создать тот самый вау-эффект, который тоже не случайно считается критерием оценки – эмоциональная составляющая примерно так же важна, как послевкусие для дегустации.
*Победителем в номинации была признана группа компаний «Абрау-Дюрсо»