Это не удивительно – поддержка и продвижение отечественных вин больших и малых хозяйств, с целью повышения их популярности и узнаваемости марок и имен виноделов, сегодня действенны, как никогда. Они стали возможны благодаря активности и энтузиазму профессионального сообщества. Этому способствуют публикации блогеров и винных экспертов, ежегодный гиды «Российские вина» и «Винный гид России», проведение конкурса «Винная карта России» и премии винных карт RWA, а также винные рейтинги, винные фестивали и ярмарки с дегустациями и, конечно, методичная и неутомимая работа маркетплейса авторских русских вин VINO.RU, который информирует, образовывает, вдохновляет и помогает с выбором.
Разумеется, небольшие винодельческие хозяйства не могут конкурировать с гигантами отрасли в объемах производства и маркетинговых возможностях. Но факт налицо — малые производители сегодня пробиваются, выходят в свет, забирают часть рынка и обретают своих верных поклонников. Потребители и приверженцы новых российских вин знают названия виноделен, имена своих любимых виноделов и их стили, вина и винодельческие регионы…
В связи с этим винные эксперты отмечают, что спрос на отечественные вина в гастрономических заведениях столицы растет не только на продукцию крупных компаний, которая в том или ином количестве присутствует в винных картах, но и на авторские вина, произведенные малыми хозяйствами. Причем, присутствие в винной карте раздела российских вин и их разнообразие, включающее образцы премиальных линеек звездных виноделен, бюджетные вина от флагманов отрасли и вина, пока не слишком известных, российских виноделов, часто становится определяющим в выборе заведения и… повторного его посещения.
Сегодня россияне хотят и дома, и в ресторанах пить российское вино, вино знакомое, вино качественное, вино самостоятельное, талантливое, честное. Вино разное по стилю, органолептике и цене — от дорогого премиального и авторского, цена которого, из-за высокой себестоимости, сопоставима с ценами на вина европейских винодельческих стран, до вина бюджетного.
И некоторые столичные люксовые рестораны, у которых хватает чутья, вкуса и понимания сегодняшнего момента, успешно наполняют свои винные карты интересными российскими винами, среди которых соседствуют мэтры Галицкий&Галицкий, «Лефкадия», «Усадьба Дивноморское» с винами малых фермерских хозяйств от Киры Ефимовой, Ирины Богович, винодельни Узуновых…
Так, вайн-лист двухзвездного мишленовского лауреата — ресторана Twins Garden включает вина порядка 70, как крупных винодельческих компаний, так и малых хозяйств юга России и республик Северного Кавказа. В нем представлены вина Ростовской области (Дача Сердюка, «Ведерников», «Усадьба Саркел»), Кубани («Фанагория», «Шато де Талю»), Крыма (винодельни Олега Репина, Валерия Захарьина, Андрюса Юциса), Ставрополья (Ferrum Winery и винодельня Tempelhof), а также Северной Осетии.
«Планов громадье», как сказал поэт, осталось в прошлом, как и увлеченность идеями конвейера глобализации. Сегодня человечество, наконец-то, начинает интересоваться малым, личным, авторским… И интерес к малым виноделам — это интерес к личности, к человеку, работающему на земле, к его истории и мастерству, таланту и самобытности, к его пониманию гармонии, страсти и красоты. А еще это интерес к завтрашнему дню, который, как вино, разлит в бутылки и ждет своего часа, чтобы созреть и наступить.