Перейти к рейтингу вин
ВСЕ ВИНОДЕЛЬНИ РОССИИ

Сила примера

Редактор сайта vino.ru журналист Василий Шомов о «первом алкогольном напитке», шаблонах поведения и возвращении винной культуры.

Сила примера

Они были первыми 

Вино, его восприятие, его понимание, его взаимодействие с человеком мне интересны во всех аспектах. Недавно на глаза попалось американское исследование, подтвердившее тот факт, что люди чаще всего остаются верны своему «первому алкогольному напитку». Посредством опросов исследователи доказали, что большинство людей продолжает пить тот же алкогольный напиток, который они впервые попробовали. Подобная многолетняя «верность» чаще всего работает, если первыми были сладкие алкогольные коктейли, хард-зельцеры (слабоалкогольные (4-5%) напитки, в которые входят газированная вода, спирт, сахар, ароматизаторы), белое вино или пиво. Такие результаты показал масштабный опрос, в котором приняло участие 2400 потребителей, достигших совершеннолетия. Более 80% американцев сообщили, что знакомство с алкоголем у них произошло в возрасте 20 лет. Предпочтение всегда отдавалось более сладким версиям напитков — например, полусладкому вину и текиле в составе коктейлей. Примерно 66% потребителей, у которых был негативный опыт при знакомстве с алкоголем (например, из-за похмелья), больше не возвращались к своему «первому напитку».

Так же первый опыт употребления алкоголя прочно связан с социальной жизнью. Примерно 49% опрошенных впервые выпили с друзьями, 36% — с семьей и лишь 8% — в компании незнакомых людей. 

 

Импринтинг — закрепление 

Исследование подтверждает расхожий психологический постулат, что почти все основные характерологические черты, личностные качества, система ценностей человека и его вкусы закладываются в детстве, в юности. И импринтинг — закрепление в качестве примера, запечатление в памяти каких-то первых в жизни действий, ощущений, вкусов, определяющих поведение, пристрастия человека на всю будущую жизнь, играет особенно важное значение. Как и то, в каких условиях, при каких обстоятельствах и с кем эти впечатления были получены. 

Проведение в жизнь культуры потребления алкоголя, только на первый взгляд, кажется полнейшим занудством, но о ней нужно говорить, а лучше ее демонстрировать, памятуя о значении «первого алкогольного опыта». И лучше, если участником первых опытов будут качественные легкие, яркие и приятные вина в уместном гастрономическом сопровождении, поданные по правилам и в подобающих бокалах, чем невразумительные сладкие газированные миксы со спиртом, эссенциями и красителями или вина, непонятно кем и из чего сделанные.

 

Сослагательное наклонение

Культура потребления алкоголя — это не запреты. Табу на выпивку не работает — запретный плод сладок. Работает только пример. Пример обладает подлинной силой воздействия, так устроен человек. А если этот человек находится в сенситивном возрасте, в возрасте восприятия, тем более. И если бы дедушки и папы во времена оные пили бы качественное вино, а не дешевые крепкие и сладкие «портвейны», «солнцедары», «улыбки» и низкокачественную токсичную водку, используя в качестве меры граненый стакан, велика вероятность, что их сыновья и внуки придерживались бы той же модели поведения. И не спивались бы, не деградировали поколениями, не теряли бы разум и здоровье в расцвете лет. Но у прошлых поколений, часто, по ряду веских — психологических и экономических причин, в обиходе были водка и крепленые вина. Да, да, поколенческие особенности никто не отменял, но их анализ, увы, не уместился бы в формате колонки.

 

Вино возвращается 

Выработанные за многие десятилетия шаблоны поведения пришло время переосмыслить и поменять. И, похоже, для этого есть все возможности. И ситуация этому способствует — приходит новая эстетика, новые установки, отсылающие к осмысленному поведению — вкусу, качеству, натуральности, комфорту, здоровью, позиционирующие вино как элемент гастрономии, а не как жидкость, являющуюся средством, помогающим забыться. Появляются винные клубы, школы, специализированные винные сайты, издания и национальные винные рейтинги; проводятся образовательные лекции, семинары, фестивали, дегустации, встречи с сомелье и виноделами. Вино возвращается в новом, дружественном, понятном, культурном обличье. И его нужно встретить с радостью, благо полки магазинов пополняются множеством качественных вин, в том числе и российских, вин на любой карман. Кстати, портал vino.ru не стоит в стороне от просветительских тем винопонимания и винопотребления. Мы образовывали и будем образовывать тех, кто кому интересно понимать, что такое вино и как с ним обращаться.

 

Ликвидация безграмотности

Все новое, как известно, хорошо забытое старое. Совсем недавно мне попалась в руки брошюра общества «Знание» 50-летней (!) давности с названием «Советский этикет», в которой я прочитал: «В истории цивилизованных народов употребление вина всегда сопровождалось стремлением ограничить отрицательные последствия его влияния на здоровье, сознание и поведение людей. Так в древности, знаменитый античный философ Эпикур, проповедовавший радость и наслаждение жизнью, вместе с тем, говорил о необходимости строгого самоограничения в употреблении вина. Считая вино лечебным средством, «отец медицины» Гиппократ подчеркивал важность того, чтобы оно употреблялось «вовремя и в надлежащем количестве». 

Культура поведения за столом может быть воспитана не запрещением вин, а путем ликвидации элементарной неграмотности. Привлечение внимания к огромному разнообразию наших вин (а не только к крепким алкогольным напиткам), увеличение ассортимента сухих и полусладких вин (за счет сокращения крепленых), развитие эстетического (а не потребительского) отношения к вину, воспитание умеренности, оправданное и с медицинской точки зрения, и с позиций правил хорошего тона, — вот путь, который представляется перспективным. 

Завершая разговор о вине, хотелось бы назвать несколько правил. Пить нужно так, чтобы окружающие не могли заметить, что вы пили. Нельзя заставлять, уговаривать пить тех, кто этого не желает. Нельзя доливать вино гостю, если бокал не допит. Все вина пьются медленно, глотками. Залпом пьют только водку, из рюмки величиной в один глоток».

К чему я привел эту занятную цитату? К тому, что здравомыслие и культура потребления алкоголя нужны в любые времена и не важно кто о них говорит — древний грек, лектор советского общества «Знание» или редактор сайта vino.ru 


На фото: магазин "Российские вина" на улице Горького (ныне Тверской) в 1960-е годы. Кажется, что и ему пора возвращаться на свое место.

Другие новости

Спросить у сомелье

Возник винный вопрос? Теперь спросить и получить исчерпывающий ответ можно прямо здесь — наши сомелье готовы ответить на ваши вопросы.
Имя*
Телефон*
E-mail *
Ваш вопрос
*

Введите символы с картинки*