Инфляция и возросшие затраты на все импортные комплектующие неизбежно приведет к подорожанию российского вина – минимум на 15%. От курса евро зависит стоимость практически всего: от дрожжей до пробок и бутылок. Это означает, что продукция отечественных виноделов, которые в феврале начали разливать в бутылки урожай 2021 года, будет и дальше дорожать. РБК опросил виноделов и экспертов, что вбольшей степени влияет на стоимость российского вина.
Острая проблема возникла с поставками натуральной пробки, основной объем которой импортируют из Португалии и Испании. По другим направлениям отечественные производители вина сейчас тоже испытывают сложности с логистикой, сталкиваются с подорожанием импортных вспомогательных материалов и с отказами европейских поставщиков поставлять препараты для брожения: дрожжи, энзимы и пр. В этих условиях виноделам придется строить новые логистические цепочки и искать новые схемы поставок через посредников, что приведет к росту цен на конечный продукт.
Не менее напряженая ситуация с бутылками и бочками. Цена на бутылки уже выросла примерно на 20%. Их поставляют российские производители, но в стекольном производстве помимо песка, кальцинированной соды, энергоносителей и рабочей силы есть и импортные составляющие: в частности, оборудование, запчасти, смазки, напыления, покрытия, краски для цветного стекла. Доля валютных затрат в производстве доходит до 17–20% в зависимости от типа стекла и это не может не сказаться на конечных ценах.
Несмотря на то, что в России достаточные стеклотарные мощности, большинство предприятий специализируются на производстве «белой» водочной бутылки. Но при переходе на производство унифицированных винных бутылок, производители стекла могут значительно уменьшить дефицит тары.
Многие крупные компании меняют поставщиков и оптимизирует логистику с целью сдержать рост цен на вино. Виноделы ищут решения проблемы с импортной пробкой, путем ее замены алюминиевой, пластиковой или изготовленной из технических волокон, вкупе с переоснащением линий разлива, а также с проволокой для мюзле, которую производители игристых традиционно закупали за рубежом. Кроме того, поскольку этикетки и контрэтикетки в среднем теперь обходятся на 65% дороже, винодельческие предприятия тестируют отечественную бумагу.
Как отмечает РБК, пытаясь сдержать рост рыночных цен, многие российские виноделы работают сейчас на грани рентабельности.