Центр изучения потребительского поведения «Роскачества», по результатам исследования, проведенного совместно с исследовательским холдингом Romir, отметил существенный рост потребительского доверия к качеству российского вина. Основные факторы роста – развитие системы географических индикаторов и осведомленность покупателей о происхождении винограда, из которого сделаны отечественные вина.
Результаты исследования потребительского спроса свидетельствуют, что за последний год доля россиян, доверяющих качеству российского вина, выросла и достигла 48%. Важным изменением, которое отметили аналитики, стало смещение акцента с низкой цены, как основного фактора выбора, к качеству российского вина. Кроме того, исследователи отметили рост значения известности места производства вина как фактора его выбора — 72% потребителей считают этот критерий значимым.
За 12 месяцев 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, продажи вин с защищенными географическими индикаторами (ЗГУ и ЗНМП), подтверждающими его происхождение и отражающими особенности региона и свойства вина, выросли в магазинах более чем на 22% (для сравнения, продажи «безродных» вин, не имеющих четко обозначенной региональной «прописки» за тот же период увеличились примерно на 4,4%). Подтверждение качества продукции и гарантия со стороны производителя, что вино на 100% отечественного производства, стало для потребителя одним из главных условий покупки.
«Людям нужно не просто «Сухое красное», нужно вино из конкретного региона, изготовленное из конкретных сорта винограда», — отмечает руководитель ИЦ WineRetail Александр Ставцев.
Как сказала Олеся Буняева, директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции «Роскачества», основные мифы, сложившиеся вокруг российских вин, связаны с их происхождением. «Оценка потребителем качества вина может быть субъективной, основанной на недостаточной информации», – прокомментировала Олеся Буняева. «Покупатели часто считают, что «все виноградники вырубил Горбачёв» и что «вино делается из порошка». Преодолевать эти устойчивые заблуждения помогает информирование.
В 2020–2021 годах «Роскачество» отметило кратный рост посещения российских виноделен туристами, рост спроса на другие энотуристические продукты. Увидев виноградники собственными глазами, покупатели лучше понимают, из чего, как и кем сделано российское вино. В этом направлении системно работают многие инициативы государства в области популяризации российского виноделия, а также проекты «Винного гида России» в социальных сетях».