Статистика беспощадна: в 2024 году продажи вина в мире упали на 3,3% по сравнению с предыдущим годом и составили 214,2 млн гектолитров. Это самый низкий показатель с 1961 года. Тогда в графе продаж красовалось 213,6 млн гектолитров.
Производство вина в 2024 году также находилось на самом низком уровне за более чем 60 лет – 225,8 млн гектолитров.
На этот катастрофический спад повлияло множество факторов. Прежде всего это: непогода, засуха, сокращение площадей виноградников по экономическим соображениям и даже пошлины. А вот в снижении уровня потребления вина эксперты Международной винодельческой организации считают повинной молодежь: «Люди больше не пьют по праздникам, а молодежь употребляет меньше алкоголя, чем их родители».
Таким образом, основной причиной «винного падения» становится, так называемое, «поколенческое» снижение потребления алкоголя. При этом в качестве потребляемого вина западные миллениалы (родившиеся с 1981 по 1996 год) и зумеры (родившиеся с 1997 по 2012) год выбирают лучшее, и готовы платить больше за высококачественные вина.
От редактора: вполне возможно, что снижение общемирового потребления вина, коснется и России, но если это и случится, то не сегодня и даже не завтра. Модные веянья и «актуальные» тренды доходят до наших краев с вечным и весьма существенным опозданием…При этом стоит отметить, что «соскальзывание» с винопотребления, на активное потребление малоалкогольных и безалкогольных напитков у молодых людей на Западе отлично от ситуации у нас. Разница концептуальна: там люди уходят от вина к безалкогольным напиткам, а у нас (я надеюсь, что это именно так), уходят от водки к вину. Там — винопотребление — давняя, выработанная многими поколениями норма, ставшая для молодежи скучной — «душной» церемонией. К россиянам же (всех возрастов) вино «вернулось из небытия» совсем недавно, и мы только набираем необходимые уровень винной культуры и стиль винопотребления, активно интересуемся, познаем, исследуем и пробуем, желая разбираться нюансах и дойти во всем до самой сути.
При этом, те из россиян (всех возрастов), кто, получил представление о виноделии вообще и об отечественном виноделии в частности, кто расширяет свой винный кругозор, также готов платить за качественные, малотиражные, авторские вина больше, действуя по принципу: лучше меньше, да лучше.