Номинация «Вино на Винограднике» рейтинга Top100Wines.ru. Партнер по номинации – Global Wine Tourism Organization (GWTO)
TOP 10:
1. Абрау-Дюрсо
2. Шато Пино
3. Долина Лефкадия
4. Гай-Кодзор
5. Поместье Голубицкое
6. Золотая Балка
7. Кубань-Вино
8. Имение Сикоры
9. Шато де Талю
10. Фанагория
Винодельня Шато Пино
Принимая решение учредить новую эно-туристическую номинацию, оргкомитет рейтинга Top100Wines.ru отдавал себе отчет в том, насколько сложный момент переживает сейчас отечественная туриндустрия. Два года развитие отрасли сдерживала пандемия коронавируса, а после этого логистические проблемы на юге России возникли в связи с военной спецоперацией. Молодое и перспективное направление винного туризма, на которое многие российские винные хозяйства рассчитывали, как на действенный элемент своего маркетинга и которое для некоторых из них становилось уже самостоятельным бизнесом, перешло в режим ожидания и стало рассматриваться в контексте «отложенного спроса».
Тем не менее, организаторы винного рейтинга не стали откладывать рассмотрение туристической номинации и в партнерстве с GWTO составили первую эно-туристическую десятку России.
Винодельческое хозяйство Долина Лефкадия
Для определения лидеров была создана независимая экспертная группа, в которую вошли преимущественно специалисты-практики, имеющие опыт организации винно-туристических маршрутов: Анна Бучацкая, Валерия Иванникова, Светлана Кияшко, Гертруда Кузнецова. К ним в составе рабочей группы присоединились Вице-президент GWTO по Евразии Леонид Гелибтерман, возглавивший российское отделение GWTO Леонид Попович, а также руководитель рейтинга Top100Wines.ru и редактор сайта Vino.ru Игорь Сердюк. Перед экспертами стояла нелегкая задача выработать объективную систему критериев и оценить наиболее интересные эно-туристические объекты России.
После очень серьезного обсуждения экспертная группа утвердила развернутую оценочную анкету, в которую вошли следующие параметры.
Количество посетителей. Этот пункт вызвал, наверное, самую оживленную полемику. Насколько показательными можно считать данные по «ковидным» годам и как их сравнивать с цифрами текущего года? Какой коэффициент использовать чтобы сравнить малые предприятия с более крупными? И вообще насколько можно сегодня доверять внутренней статистике компаний? В конце концов эксперты договорились принимать во внимание данные не только за 2021 год, но и за 9 месяцев 2022-го, учитывая не только абсолютные цифры, но и процент падения турпотока.
Винодельня Гай-Кодзор
Совокупность услуг, оказываемых туристам. Здесь при обсуждении важно было ничего не забыть! Учитывался и приём организованных групп от туроператоров из ЕФРТ Ростуризма, и индивидуальные экскурсии, ивозможность заказа экскурсии онлайн, и проведение экскурсий на иностранном языке, и иммерсивные туры, и наличие на винодельне обучающих курсов… Кстати, выяснилось, что далеко не все компании, принимающие туристов, имеют розничную лицензию и имеют право продать вино своим посетителям. Далеко не всегда у туристов есть возможность приобрести фирменную сувенирную продукцию или локальные продукты. Зато все большее число винных хозяйств могут похвастаться наличием на винодельне (или в шаговой доступности от нее) объекта общественного питания, что делает возможным проведение эногастрономических обедов и ужинов. Редкой роскошью для большинства виноделен пока остается возможность предоставить посетителям ночлег в гостевых комнатах – как, впрочем, и дополнительный сервис (spa, косметология и т.п.).
Поместье Голубицкое
Не менее важные критерии оценки – доступность винодельни и безопасность подъезда к ней. Казалось бы, очевидное требование, но и транспортная доступность во многих случаях оказывается затруднена, и нормальной парковки иногда нет, и навигация по пути часто не продумана, а уж об удобстве для маломобильных туристов чаще всего просто забывают. В этом же пункте важным преимуществом считалось наличие навигации черезвебсайта.
Винодельня 3олотая Балка
Визуальная привлекательность объекта. Архитектура комплекса зданий винодельни становится все более актуальным критерием оценки ее туритической ценности. Впрочем, и ландшафтный дизайн территории, и внешний вид виноградника, и чистота погреба, и дизайн дегустационного зала в равной мере влияют на впечатление посетителей.
Винодельня Кубань-Вино
Подготовка персонала. Люди, на которых возложен прием посетителей, играют критически важную роль. И тут важно все до мелочей, начиная, собственно, с наличия у винодельческого предприятия лицензированныхгидов-экскурсоводов, до внешнего вида униформы и именных беджей.
Винодельня SIKORY
Наконец, эксперты учитывали общее впечатление от визита, которое оставалось у туристов. Здесь вспоминался и пресловутый «wow-эффект», и то полевкусие, которое остается у посетителя, когда он сопоставляет глубину своих впечатлений с затраченной на экскурсию суммой.
Винодельня Шато де Талю
По результатам подсчёта баллов и всех последовавших дискуссий эксперты назвали лучшую десятку российских винных компаний, принимающих туристов, а также выделили в этой группе явную тройку лидеров: Абрау-Дюрсо, Шато Пино и Долина Лефкадия, – констатировав, что остальные семь участников шорт-листа в нынешних условиях показывают примерно равные показатели. Ну а победителем в номинации члены жюри подавляющим большинством голосов признали Абрау-Дюрсо – компанию, которая однажды открыла для России винный туризм и которая остается пионером такого важного для всей винной отрасли направления.