Время меняет человека. Человек меняет вино
Все меняется. Меняется мода, тенденции и стиль жизни. Меняются люди, их вкусы, привычки, взгляды и симпатии. Меняются вина, виноделие и рынки. Но жизнь не останавливается… О метаморфозах с винами и с теми, кто их потребляет рассказывает редактор VINO.RU Василий Шомов
Мировое потребление вина снижается — об этом в один голос говорят все аналитики винного рынка. Спрос на вино падает, а с ним вместе падает и производство.
Какие же новые потребительские привычки столь существенно повлияли на картину винного рынка и на мировые поставки вина? Говоря простыми словами, это: любовь к себе, повышенное внимание к здоровью, нежелание наносить вред организму и попадать в зависимость от алкоголя (уменьшение потребления или вовсе отказ от алкоголя); следование модным трендам (уменьшение потребление вина, употребление слабоалкогольных или обезалкоголенных, экологически чистых вин), разумность, информированность и прагматизм, использование старой одежды и вещей, нежелание швырять деньги направо и налево (приобретение одной бутылки качественного вина вместо трех попроще), конечно, гордая поколенческая самостоятельность.
Последние статистические данные показывают, что мировое потребление вина в 2023 году сократилось на 2,6% по сравнению с 2022 годом, когда оно было «и без того низким».
Сегодня производителю нужно постараться заинтересовать осведомленного потребителя, предложив особое вино — натуральное, малотиражное, органическое, артизанальное, авторское, изготовленное по старым рецептам и экологичным технологиям. Современным людям, получающим информацию на специализированных образовательных винных сайтах и цифровых виноторговых площадках, интереснее понимать что они пьют, как, где, из чего и кем создается продукт ими потребляемый, чем, собственно, действие вина, то есть содержащегося в нем алкоголя.
Я обязательно вернусь к теме обезалкоголенных вин, и мы постараемся более детально разобраться в этом феномене.
Большая перемена
Не то, чтобы граждане Земли в одночасье разлюбили вино, нет. Просто у людей изменились ценности, приоритеты, отношение к вину… Так случается — когда интересы очередного поколения меняются и уже почти не напоминают интересы отцов, а тем более дедушек. И в этом нет ничего удивительного — за последние несколько десятилетий всерьез, если не сказать радикально, поменялась человеческая жизнь и те ее атрибуты, детали и приметы, которые некогда казались важными, неотъемлимыми, вернее даже незыблимыми, утратитили свое значение, или отношение к ним существенно изменилось. И вино, как сакральный символ, как знак совместной радости или горя, как элемент, объединяющий и сближающий, как ключ к задушевному разговору и стартер веселья — из их числа…Новые потребительские привычки
По оценке Международной организации вина и виноградарства, мировое производство вина в прошлом году сократилось примерно на 2%, до самого низкого уровня с 1961 года. Виной тут и климатические проблемы, и неблагоприятные погодные условия, и пожары, и экономические сложности, и перепроизводство… Снижение производства сопровождалось сокращением спроса — они неразрывно связаны друг с другом. Что же случилось со спросом? Похоже, новая генерация людей стала смотреть на вино совершенно под другим углом зрения — в приоритете здоровый образ жизни, разумное потребление и практицизм в условиях растущей инфляции.Какие же новые потребительские привычки столь существенно повлияли на картину винного рынка и на мировые поставки вина? Говоря простыми словами, это: любовь к себе, повышенное внимание к здоровью, нежелание наносить вред организму и попадать в зависимость от алкоголя (уменьшение потребления или вовсе отказ от алкоголя); следование модным трендам (уменьшение потребление вина, употребление слабоалкогольных или обезалкоголенных, экологически чистых вин), разумность, информированность и прагматизм, использование старой одежды и вещей, нежелание швырять деньги направо и налево (приобретение одной бутылки качественного вина вместо трех попроще), конечно, гордая поколенческая самостоятельность.
Последние статистические данные показывают, что мировое потребление вина в 2023 году сократилось на 2,6% по сравнению с 2022 годом, когда оно было «и без того низким».
Адаптация, значит приспособление
Все это вынудило винодельческую промышленность начать адаптироваться, активно подстраиваться под меняющуюся ситуацию на рынке. И как результат, он начал наполняться востребованными органическими и оранжевыми винами, бюджетными низкоалкогольными белыми и легкими петнатоообразными игристыми, безалкогольными винами, легкими версиями вин в современных упаковках, банках, и просто винами, но выпускаемыми в бутылках маленького объема (375 мл) и пр…Сегодня производителю нужно постараться заинтересовать осведомленного потребителя, предложив особое вино — натуральное, малотиражное, органическое, артизанальное, авторское, изготовленное по старым рецептам и экологичным технологиям. Современным людям, получающим информацию на специализированных образовательных винных сайтах и цифровых виноторговых площадках, интереснее понимать что они пьют, как, где, из чего и кем создается продукт ими потребляемый, чем, собственно, действие вина, то есть содержащегося в нем алкоголя.
Два слова о винах без алкоголя
В завершение краткого анализа мировых винных тенденций стоит еще раз упомянуть о набирающем популярность тренде — обезалкоголенных винах. Специалисты по торговле вином, социологи и психологи считают, что часто отказ от алкоголя в компании, невозможность вместе поднять бокал в связи с каким-то важным поводом, может нарушить крайне важные и социальные, и человеческие, и профессиональные контакты. В этой ситуации — обезалкоголенное вино — палочка выручалочка, которая позволяет людям общаться. И это самое главное.Я обязательно вернусь к теме обезалкоголенных вин, и мы постараемся более детально разобраться в этом феномене.