Сноб, согласно определению, это человек, претендующий на высокую интеллектуальность, изысканный вкус и авторитетность, но проявляющий безразличие к чувствам и мнениям окружающих. Винный сноб претендует на понимание высших канонов виноделия и, как правило, не без вызова противопоставляет свое мнение общественному.
Распространение снобизма среди винных блогеров объяснить нетрудно. Проще встать в позу и сделать вид, что тебя не понимают, чем аргументированно отстаивать свою точку зрения. В конце концов, блогер имеет право на субъективность.
Но вот рост числа виноделов-снобов действительно вызывает тревогу. Безапелляционно провозглашать свои подходы к ремеслу истинными и игнорировать публичное обсуждение плодов своего творчества в условиях молодого винного рынка, на котором пока только формируются общепринятые нормы качества и критерии ценообразования, – это, по меньшей мере, непродуктивно.
Один из членов команды рейтинга Top100Wines.ru пересказал мне содержание своего диалога с представителем недавно вышедшего на рынок амбициозного винного дома. Мой знакомый убеждал винного маркетолога предоставить образцы для отборочных дегустаций рейтинга.
«Решили не участвовать. Не наша тема», – предложение к участию было отклонено, и отказ был обоснован «особой позицией» эксклюзивного бренда. «Расти от года к году в качестве – вот что для нас самое главное!» – многозначительно провозгласил представитель винного дома.
Мой знакомый пытался поспорить и заметил, что критерии качества определяет рынок, развитию которого и посвящен рейтинг: «Над формированием критериев качества надо работать сообща, иначе потребитель с еще не устоявшимся вкусом будет дезориентирован»…
«Ох уж этот рынок!» – саркастически изрек представитель компании.
На осторожное замечание, что народная мудрость не советует плевать в колодец, винный маркетолог выдал метафорическое: «Мы свой колодец пока роем! Ищем чистый водоносный слой!»
Трудно судить компанию за амбициозное стремление к высокому качеству и желание выглядеть в глазах потребителя лучше других. Каждый участник рынка волен выбирать стратегию развития. Но сейчас рынку на самом деле нужнее и важнее совместные действия во имя роста премиальной категории. Потребителя надо убедить в том, что качественное виноделие в России достигло своей критической массы, а снобизм оказывается по-настоящему контрпродуктивным.
Винодел-сноб отказывается от участия в выставках, фестивалях, конкурсах и не догадывается, что в своей романтически-отстраненной позе он выглядит довольно забавно. Он уверен в своей уникальности и не замечает, что вокруг собралась уже целая толпа снобов, – и как же до смешного эти снобы друг на друга похожи.
Как ни странно, снобов было очень много в советском виноделии эпохи застоя. Они считали себя кастой посвященных и не видели смысла в том, чтобы делиться информацией – ни с журналистами, ни с «обычными» потребителями вина. Многие из них до последнего момента оставались уверены, что производят лучшие вина мира и не заметили, что мир давно изменился.
Один из моих учителей-виноделов любил повторять: «Все лучшее в мире создано для того, чтобы им можно было делиться». Винодел-сноб с ним бы не согласился.