Замысловатые манипуляции с бокалом в исполнении профессиональных сомелье и винных экспертов часто приводят стороннего наблюдателя в замешательство. В самом деле, что они пытаются разглядеть в вине, просматривая его в бокале на свет и какие оттенки стремятся уловить в аромате, картинно раскручивая вино по стенкам бокала?
О том, как не пропустить винный дефект, как визуально оценить и понять, что перед вами действительно правильное вино, мы расскажем в этом материале.
Вот главные критерии, по которым серьезный дегустатор сможет судить о вине:
1. Внешний вид
2. Аромат
3. Вкус
4. Послевкусие
Но вернемся внешнему виду вина и рассмотрим его прозрачность, блеск и цвет.
Правильное вино всегда будет радовать вас своим видом. Поэтому прежде, чем анализировать оттенки аромата и вкуса, присмотритесь к нему внимательнее, Согласно ГОСТу, вино должно быть прозрачным и не иметь посторонних примесей. Сразу оговоримся, что, начиная с определённого возраста, выпадение винного камня – кристаллизовавшихся солей винной кислоты – не считается дефектом и часто, наоборот, свидетельствует о высоком качестве вина. Если вы заметили в вине какие-либо включения, внимательно их изучите. Взвешенная в вине муть – очень тревожный признак, скорее всего говорящий, что вино больное. А винный камень, как правило, быстро осаждается на дно и оставляет вино чистым.
Сомнения по поводу здоровья вина должны у вас появиться и когда оно кажется вам «матовым» и опалесцирует, а не блестит в бокале. Так что в большинстве случаев правильное вино должно быть прозрачным и блестящим.
Часто неопытный дегустатор, рассматривая экстрактивное красное вино насыщенной, темной окраски, говорит, что оно «непрозрачное». Это ошибка: непрозрачным можно назвать вино, в котором замечены посторонние включения или муть, которые всегда видны, если расположить бокал с вином между глазами и источником света.
Цвет вина может многое сказать о вине: его экстрактивности, способе производства и возрасте.
Правильное красное вино в молодости должно иметь более насыщенный цвет и фиолетовый оттенок по краю диска – там, где вино соприкасается со стенками бокала. Старея, красное вино светлеет и меняет фиолетовый оттенок сначала на светло-пурпурный, а потом – на кирпичный и луковичный. Впрочем, многие попадают в ловушку, судя о возрасте вина только по его окраске. Менее экстрактивные сорта – такие, как пино нуар, неббиоло или санджовезе, даже в молодости будут гораздо светлее, чем, например, саперави, мальбек или мерло.
Правильное белое вино в ранней молодости вообще почти бесцветно, отличаясь очень бледным оттенком светло-соломенного цвета, едва зеленоватого по краю диска. С возрастом белое вино становится все более золотистым и желтым, а к старости оно буреет и темнеет.
Процесс этот ускоряется винах с тем или иным содержанием сахара, а также если белое вино было выдержано в дубовых бочках, то есть подвергалось «окислительной выдержке». Поэтому даже очень правильное белое сладкое вино может вам показаться почти черным, если ему уже полвека или больше.