Эти черты современного российского винодела и виноделия присущи сегодня всем хозяйствам от мала до велика — крошечным семейным «гаражным» винодельням, чьи вина почти неизвестны широкому потребителю; хозяйствам побольше, производящим авторские вина, которые обретают репутацию неповторимых самобытных вин, а с ней и популярность, а так же винодельческим гигантам — производящим миллионы бутылок добротного вина, всегда стоящих на винной полке магазина, к этикеткам которых все уже привыкли.
Не менее интересно, что при ближайшем рассмотрении становится понятно, — российские винные производители любого ранга, делая одно дело, живут в одном информационном поле и работают в тесном духовном сопряжении. Да, российские виноделы встречаются, разговаривают, обсуждают, знают вина друг друга и отслеживают новинки, радуются за успехи коллег и поддерживают друг друга в трудной ситуации.
И дело тут даже не в том, что количество винодельческих хозяйств в России можно очертить цифрой 200 и все знают друг друга, связаны друг с другом, а в том, что работа, нацеленная на прирост, на успех, на урожай, на качественный продукт, требует психологического комфорта, сосредоточенности, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне для всех виноделов без исключения — больших и особенно — малых. Информационные вбросы, дурные пророчества и не слишком понятные решения, спускаемые сверху — информационный стресс, мешающий жить и работать. А ведь психологический комфорт крайне важен для тех, результаты чьего труда и без того зависят от тысячи переменчивых факторов: капризов погоды — заморозков, засух, дождей, активности солнца и других климатических и природных пертурбаций.
К чему я все это говорю? К тому, что очень хочется, чтобы результат национализации одного из крупнейших винодельческих предприятий России «Кубань-Вино» ни коим образом не повлиял на слаженную и уверенную работу всего винодельческого организма страны. Чтобы обошлось без неверного истолкования, тревог, разочарований, опасений. А ведь это возможно…
Кубань-вино — не просто крупный производитель, это, в самой ближайшей перспективе, 100 миллионов бутылок хорошего, качественного отечественного вина по вменяемым розничным ценам. Это — один из лидеров, на которых, вольно или невольно равняются те, кто поменьше и движутся в его фарватере.
Я был на Тамани на заводе Chateau Tamagne — флагманской торговой марки винодельни «Кубань-Вино» несколько лет назад и кратко о своих впечатлениях скажу так: это — синтез современных технологий и профессионализма российских виноделов; это — качество и понимание вина; это — центр энологии, безупречно отлаженное производство и талантливые, неравнодушные люди. Все это — российский прорыв в винодельческий космос!
По сути, возрождающееся из пепла, отечественное виноделие — хрупкий механизм. Оно набирает силы год за годом и, как взрослеющая лоза, с каждым винтажом дает все более качественные, ровные, стабильные и честные российские вина. И надо понять, что, наверное, можно попробовать переподчинить работу одного из основных узлов этой исправно функционирующей машины, но главное — не навредить всему тому, что было сделано, всему тому, что дает сегодня впечатляющие результаты и нельзя растерять по странному, нелепому, если не сказать, необъяснимому стечению обстоятельств ее потенциальные возможности.
Vino.ru со своей стороны поддерживал и будет поддерживать российское виноделие — авторское российское виноделие. Потому что мы знаем — в серьезном деле, коим является наша винодельческая отрасль, одинаково важны все — и большие, и маленькие. И если не в наших силах помочь «гигантам», то мы вполне можем ободрить «малышей».