«ТАНЦУЙ, СЕЛЕДКА!» + МЦВАНЕ ОТ ВИНОДЕЛЬНИ СЕНЕТХ
Фильм «Танцуй, селёдка!» (реж. Александра Лупашко, 2023 г) лишь притворяется комедией. На деле юмор в нем с горьким привкусом и покажется смешным лишь тем, кто разделяет мысли главной героини. То есть, многим из нас.Героиня Саши Бортич возвращается в городок своего детства по грустной причине: надо похоронить отца, его играет Павел Майков. Но вот как герой беспечно жил, так и похороны его превращаются в черную комедию с погонями и криминалом, которые, впрочем, не отвлекают от главной сюжетной линии: почивший отец начинает разговаривать с дочкой с заднего сиденья своего же автомобиля.
Камерная по всем параметрам картина базируется на трех китах: гэги, рожденные общением с отцом, которого никто кроме главной героини не видит; трогательные флешбеки в детство под хиты конца 90-х; вечная пропасть между поколениями, которую не преодолеть, но можно через нее попытаться хотя бы докричаться. И все это разыграно не модным языком стендаперов, а вот таким же сырым, как эти люди разговаривают в жизни. Неуклюжесть этого фильма — драматургический ход. А финальная сцена — шокирующая своей непозволительностью — исполнение мечты целого поколения, которому пора уже попрощаться со своим детством.
К фильму «Танцуй, селёдка!» хочется предложить что-то обескураживающее, неожиданное, как, например, «Мцване» от винодельни Сенетх. Это своего рода бенефис сорта мцване, сделанного чисто, прозрачно, без намека на оксидацию или оранжевость. Здесь мы имеем редкую возможность встретиться со звонким и хрустяще-цитрусовым, неожиданно по-европейски звучащим мцване.
«ВОЗДУХ» + КИОН ОТ КОНСТАНТИНА ДЗИТОЕВА
Военная драма «Воздух» (2023), на первый взгляд, кажется действительно неуместной в этой подборке. Реверансом в сторону наступающего праздника 9 мая. Но этот фильм важно посмотреть независимо от важных победных дат. Ведь его снял Алексей Герман мл. — автор с большой буквы и достойный наследник своей фамилии. А это значит, что зрителей ждет не батальный блокбастер, а сложное, даже болезненное, но высокохудожественное произведение.В 42-м году в смешанный авиационный полк под Ленинградом прибывает подразделение летчиц. Среди них — хрупкая, нежная, уже изломанная жизнью Женя Белова. Череда полетов, боев, потерь раскрывают зрителям характер девушки, ее личную драму. А заодно показывают, что война, если она началась, в первую очередь, бушует в душе человека.
Кому-то может быть важным, что это звездное кино. Алексей Герман мл., по примеру своего отца, предлагает популярным актерам, таким как Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Елена Лядова, непривычные амплуа. Разве что Сергей Безруков уже никого не удивит выверенным образом военного летчика, так как примерил в кадре немало погонов. Но и он тихо соглашается существовать на равных с остальными актерами, а не исполнять главную роль.
Лично мне важным кажется отменно сбалансированный синтез действительно большого, высокотехнологичного кино — так убедительно сцены воздушного боя в России еще никто не снимал - и очевидного, убедительного авторского языка. По первой же сцене становится понятно, кто снимал этот фильм. А когда персонажи начинают говорить настоящим, а не казенным языком, когда вместо лозунгов они шепчут понятные только им молитвы, когда они не хотят быть героями, а просто хотят сохранить рассудок, становится очевидным: более авторского о Великой отечественной войне в этот год никто ничего не снял.
«Воздух» фильм, который смотрится на одном дыхании, с щемящим чувством неотвратимой беды, хочется заземлиться и почувствовать себя живым и счастливо избежавшим страшной судьбы героев… В таком случае уместно красное вино с ароматами леса, листвы, хвои, согретое вечным солнцем и кажущееся нетленным. Это должно быть «Кион» — красное от Константина Дзитоева.