Евгения Константинова, руководитель Центра винного туризма WinePark, выступала на второй деловой сессии Винной Ассамблеи рейтинга Top100wines.ru. Эта сессия была посвящена развитию российского винного туризма в условиях отложенного спроса и собрала представителей нескольких ведущих предприятий отраслей. Мы предлагаем вашему вниманию отрывок ее выступления.
Мы не можем похвастаться такой историей, как «Абрау» или «Золотая Балка». Но «Винный Парк» и вся его миссия – это продвижение отечественного виноделия, которым можно гордиться. Мы изначально позиционировали себя как платформу, на которой будут объединены лучшие производители всех регионов, потому что только вместе мы сможем достичь высоких результатов. Собственное производство мы запустили только в прошлом году, и наши первые вина только-только увидели свет.
Мы начали с того, что провели два независимых маркетинговых исследования, чтобы понять, что такое винный туризм и кто входит в нашу целевую аудиторию. В результате количественных и качественных исследований, фокус-групп, глубинных интервью с экспертами мы опросили порядка 25 миллионов человек в России.
«Средний» российский винный турист – это специалист с высшим образованием, в возрасте 34-36 лет, семейный человек, который предпочитает вино другим алкогольным напиткам, но при этом не очень глубоко погружен в винную тематику и, скорее, ориентируется на отзывы в приложениях, либо на отзывы людей, более серьезно погруженных в данную тему. Вот этот типаж составляет базис нашей целевой аудитории. Помимо того есть, конечно, винные гедонисты – люди, основательно погружённые в винную тематику. А для Крыма, что существенно, актуальна ещё молодая категория «тусовщиков», которых больше привлекают событийные мероприятия, форматы фестивалей и вечеринок. Собственно, когда мы разрабатывали продуктовую линейку, мы исходили из этих вводных.
Не могу сказать, что открытие винного парка было очень мягким. Мы открылись в мае 2021 года, но ввиду ограничений, связанных с пандемией, работали сначала только на «внутренних гостей» отеля «Мрия», которые не воспринимали «Винный Парк», как центр винного туризма, а считали его просто парком для отдыха, куда можно прийти и погулять. Это поставило перед нами новый вызов: мы должны были не привлекать нашу целевую винную аудиторию, но формировать ее, влюбляя всех в вино. Вино – это всегда отражение земли, местности, истории, но это еще и такая призма, через которую можно посмотреть на каждый социокультурный аспект региона. Это очень важная составляющая часть культурного кода Крыма и даже больше – всего юга России.
Визуальная картинка – важная составляющая проекта, мы это поняли и привлекли гостей архитектурным обликом нашей винодельни. Поэтому изначально это были экскурсии по винограднику и по башне, как доминанте, с дегустацией.
Интеграция новых продуктов была вопросом времени, и сейчас это 10 форматов дегустации, которые мы проводим в различных дегустационных комнатах. Экскурсионные продукты тоже нацелены на разные типы аудитории. Конечно, самой большой популярностью пользуются экскурсии по гравитационной винодельне, где на все процессы можно посмотреть, поэтому все производственные цеха находятся по пути следования гостя, и за этими процессами можно следить. Вне винодельческого сезона мы используем стены, как дополнительное такое интерпретационное пространство, на которое проецируется картинка, которая помогает гостю погрузиться в наши метафоры.
В нашей винотеке сейчас более 500 позиции отечественных вин. Мы проводим дегустации в формате стандарт, премиум, роял. Сейчас запускаем премиальные дегустации Hidden Drink – это уже для профессиональной аудитории, с редкими образцами вина отечественного и зарубежного виноделия, которые есть не у всех.
Порой мы сталкиваемся со стереотипом, что вино – это что-то слишком сложное. И наша задача – показать, что нет ничего стыдного, если ты пока ничего не знаешь о вине. Вино никому ничего не должно, и ты никому ничего не должен, но узнавать – всегда очень интересно. И всевозможные винные матчи, винные казино, винные квизы помогают это понять. Ну и есть робот-сомелье, который встречает наших гостей! Задумка, которая начиналась, как эксперимент, и оказалась очень прибыльным экспериментом — 40% продаж нашей винотеки делает робот-сомелье! А бизнес – это всё-таки о деньгах. Да, кроме робота, у нас большая и прекрасная команда сомелье, которая состоит из 17 человек.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что при снятии этих ограничений количество гостей винного парка увеличится как минимум в два раза, и наша целевая аудитория будет у нас. Не будем забывать, что «Винный Парк» – это все же о премиальных продуктах, и количество гостей из этого сегмента прогнозируемо увеличится в результате снятия ограничений.
А в этом году мы делали акцент на массовых мероприятиях – на вечеринках на закате, которые посещали, в среднем, от полутора до двух с половиной тысяч человек при очень хороших продажах нашего «Винного Парка». Мы также провели два винных фестиваля, в мае и в сентябре. В сентябре в нашем салоне участвовали 37 виноделов.
Мы будем продолжать работать в этом направлении, всегда рады сотрудничеству с винодельнями, и для наших коллег-виноделов «Винный Парк» станет открытой площадкой, на которой можно будет воспользоваться будет всей нашей инфраструктурой: конференц-залом и дегустационными комнатами для проведения мероприятий по продвижению отечественного вина.