Борис Титов: «Время – признать»

Борис Титов: «Время – признать»

09 сентября 2021
Интервью
Борис Титов: «Время – признать»

Уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей, лидер Партии Роста, основной акционер группы компаний «Абрау-Дюрсо», а в недавнем прошлом – председатель совета Союза Виноградарей и Виноделов России нашел в своем плотном графике время для интервью сайту Vino.ru и рассказал об итогах первого года существования российского виноделия в условиях нового российского закона о вине

- Борис Юрьевич, если можно, давайте начнем с драмы, которая разворачивается на виноградниках после недавних проливных дождей. Насколько серьезная сейчас ситуация? Можно ли оценить потери? И какой урок должна извлечь наша винодельческая отрасль из сложившейся ситуации?

- Потери большие – по всему российскому югу. В Крыму сильнейшие ливни и град прошли чуть раньше. Виноградники Краснодарского края пережили первую волну дождей: у нас было мокро, но терпимо. Какое-то время мы даже надеялись получить рекордно высокий урожай. Однако в августе и на нас обрушились осадки, после которых мы оцениваем возможные потери, как 25 процентов. И это – не от «рекорда» (так и не состоявшегося), а от планового объёма. К сожалению, очень похожая ситуация почти у всех винных хозяйств Краснодарского края, от Темрюка до Геленджика.

В прошлом году российские виноделы тоже потеряли значительную часть урожая – хотя и по диаметрально противоположным причинам: была засуха.

Климат меняется, и надо признать, что его неустойчивость – серьезная угроза для сельского хозяйства. Предугадать дальнейшие изменения очень сложно. В таких условиях российскому виноделию нужна эластичность, гибкость. Зависеть от непредсказуемых погодных факторов – очень трудно. Поэтому хотелось бы все-таки иметь возможность закупать на внешних рынках какой-то процент винограда или базового вина. Не думаю, что это как-то повлияет на качество российского вина…

Принципиально, российское вино должно производиться из российского винограда. Но в самые сложные годы производителям вина нужно иметь возможность немного диверсифицировать источники сырья. Мы сейчас внимательно изучаем положение и, вероятно, будем ставить вопрос. Мы смотрим на возможности, связанные с Азербайджаном, Молдовой и другими источниками. Повторюсь: только в ограниченных количествах и только в трудный год.

- Можно ли сказать, что мы столкнулись с кризисом, который может усугубить положение на потребительском рынке?

- Я бы не стал называть эту ситуацию кризисной. Два года потерь – конечно, ощутимый негативный фактор. Но мы развиваемся, инвестируем, и стараемся не уступать не только в количестве, но и в качестве выпускаемых вин. И все же мы понимаем, что чем меньше будет предложение вина от российских производителей, тем больше – доля чистого импорта. Мне кажется, отдавать долю нашего рынка другим странам было бы несправедливо. Мы надеемся, что государство увидит эту проблему и пойдет к нам навстречу.

- Как Вы оцениваете развитие российского виноделия спустя год после вступления в силу Закона о виноградарстве и виноделии?

- Кстати, Вы знаете, что закон о виноградном вине существовал у нас еще в до революции? Он был принят в 1914 году и был одним из первых в Европе.

Новый закон – очень важный и нужный. Он определил правила развития виноделия России как самостоятельной винодельческой провинции. Все основные положения, задачи, цели закона сформулированы правильно. Российское вино должно быть произведено из российского винограда.

Тем производителям, которые имеют полный производственный цикл, создаются преференции, а для тех, кто использует импортный виноматериал, введены ограничения и определены особые – жесткие – правила продаж. Для оздоровления российского виноделия была использована шоковая терапия. По понятным причинам, некоторые предприятия, работавшие в массово-промышленном, низком сегменте рынка, должны были уйти. Но серьезные компании, которые поддерживали уровень качества вина и боролись за своего потребителя, смогли нарастить площадь своих виноградников. Так что, пережив шок, мы уже ощутили терапевтическое действие закона.

Но, как это часто бывает, дьявол проявляется в деталях. Некоторые нестыковки, обнаруженные в законодательстве, обернулись проблемами для рынка. В частности, упорядочение технической документации привело к необходимости срочной пересертификации импортных вин. Но проблему решили – были приняты нужные решения, и работа перешла в спокойное, системное русло.

- Кстати, о маркировке… Ведь за Вами не только «Абрау-Дюрсо", ведущий производитель отечественных игристых вин, но и Chateau d’Avize, бутиковый винный дом в Шампани. Скажите, Вам тоже стало обидно, что его вино теперь нельзя называть шампанским?

- Во-первых, игристые вина Шампани, конечно, по-прежнему могут называться шампанским, а во-вторых, для нас, как для производителей вина из Шампани, это не представляет серьезной проблемы. Хотя новые требования к информации на контрэтикетках, конечно, коснулись и нас. Но наших французских коллег должно успокоить то, что после принятия этих поправок количество игристых вин, которые могут называться «российским шампанским», значительно сократится и останется только за классическим методом.

- Насколько я помню, лично Вы не были в числе защитников этого атавизма и «Абрау-Дюрсо» уже отказалось от «Российского шампанского»?

- В свое время от лица Союза Виноградарей и Виноделов России я довольно долго вел переговоры с Винодельческим Комитетом Шампани (CIVC), и мы согласовали порядок постепенного отказа от использования слова «шампанское» для российских игристых вин. Несколько лет давалось на то, чтобы перестать использовать это наименование латиницей, а потом еще более долгий период – для полного отказа от него. К сожалению, эта норма так и не стала законом. Но я по-прежнему считаю, что если мы у себя ввели категории вин с защищенным географическими указаниями и наименованиями по месту происхождения, то должны в равной степени уважать защищенные наименования других стран. Руководство «Абрау-Дюрсо»: Павел Титов и команда – около года назад приняли решение отказаться от слова «шампанское» в названии нашей «черной этикетки» – вина, которое теперь называется «Русское Игристое».

- Это как-то отразилось на результатах продаж?

- Я должен Вам признаться, что продажи выросли! Даже в условиях пандемии и локдауна! Характерно, что в свое время и в других странах (например, в Испании) при отказе местных производителей от использования слова «шампанское» (или созвучных ему вариантов) продажи местных игристых не падали.

- «Абрау-Дюрсо» не просто отказалась от слова «шампанское», но почти одновременно сменила поставщиков сырья. Сказалось ли на продажах это обстоятельство?

- Тоже нет, хотя пришлось поработать над качеством. К сожалению, российское происхождение винограда отнюдь не дает гарантию качества. Переход на отечественное сырье – это, безусловно, правильно с точки зрения развития национального виноделия, но это и вызов, потому что отечественный виноград, особенно в массовом сегменте, пока далек от совершенства. Старые виноградники уже и малопродуктивны, и на них обычно такая пересортица!.. На одной лозе запросто может вырасти одновременно и красный и белый виноград… Абрау использовало высококачественный виноматериал из ЮАР, и отказ от него поставил нас не только перед непростой задачей найти адекватную замену по уровню качества, но и обеспечить производство дополнительным емкостным парком. Закупка сырья из южного полушария позволяла существенно экономить на этом, так как урожай там в январе-феврале и одни и те же емкости мы могли использовать для двух циклов по виноматериалу… Но трудности позади, мы справились с переходным периодом и самое главное по качеству, сегодня, по результатам недавней сравнительной дегустации, я могу сказать, что наша «черная этикетка» может вполне успешно конкурировать с многими образцами просекко.

- Примите самые искренние поздравления! Я считаю, что настоящий успех – это когда заслуженного признания добивается не только элитарный, но и базовый продукт.

- Конечно! Вино же не только для снобов… Хотя, если честно, и снобы иногда не чураются «народных вин».

- Значительная часть Вашей энергии, ваших знаний и опыта уходили на становление Союза Виноградарей и Виноделов России. Будет ли предстоящий саммит СВВР последним?

- Пока трудно сказать, как именно будет складываться работа СВВР в связи возникновением новой, предусмотренной законом, саморегулируемой организации российских виноделов. Но я убежден, сто СВВР продолжит свою работу.

- Что бы вы могли сказать, подводя итог первого этапа его существования и напутствуя его на дальнейшую деятельность?

- Создавая СВВР, мы ставили перед этой организацией основную задачу – создание в России винодельческой провинции. И мы не переставали повторять: чтобы достичь этой цели, российским виноделам выгоднее работать сообща. Если нам удастся выйти на новый уровень качества и получить международное признание, если наши вина регулярно будут завоевывать международные призы и медали, если нас станут уважать как винодельческую страну, то общий уровень виноделия неизбежно подтянет за собой и рыночную стоимость отечественного вина. Совместное и обеспеченное государственной поддержкой продвижение Российских вин, как категории, даст повышение капитализации каждому участнику этого процесса. Объединение во имя продвижения важнее, чем конкуренция между собой. Потому что конкурировать мы сегодня должны, по большому счету, лишь с импортом. Понимания этого и продвижения к этой цели я искренне желаю и обновленному СВВР, и новой СРО. Системной, продуманной и скоординированной работы над брендом «российское вино», к сожалению, у нас пока нет.

Чтобы двигаться в этом направлении, нужно создавать институты. Саммит и конкурс СВВР, где вино оценивается иностранными экспертами мирового уровня, это институт. Гид российских вин Артура Саркисяна – это не просто книжка, а тоже институт, работающий над системой оценки российских вин. И таких институтов: конкурсов, рейтингов – должно быть больше… Чем больше – тем лучше!

- Развитие российского виноделия сдерживалось многими экономическими и политическими, объективными и субъективными факторами. Многие из них сейчас ослабели или исчезли вовсе. Что еще можно сделать для ускорения роста нашего рынка вина?

- Во-первых, перестать говорить, что вино – это алкоголь. Вывести вино из-под регулирования 171-м законом. И, наконец, признать, что это продукт полезный, в противоположность крепким алкогольным напиткам. Полезные свойства вина в своей совокупности превосходят потенциальный риск, связанный с опасностью его неумеренного потребления. Отношение к вину за последние годы изменилось кардинально. И все же надо понять, что вино – не только напиток для праздников, но и просто полезный продукт. И об этом надо говорить, не робея, не стесняясь.

- Вы считаете возможной либерализацию законодательства в области торговли вином? Есть ли шанс, что в России отменят ограничения на продажу вина в интернете?

- Я не знаю цивилизованных стран, где до сих пор еще есть запрет на торговлю вином в интернете. По крепким спиртным напиткам – допустим, это оправданно, но с вином нигде нет проблем. Минздрав пока не изменил свою позицию по вопросам либерализации торговли вином, но мы надеемся, что в ближайшее время это все же произойдет. Торговля через онлайн-маркетплейсы – это будущее винного рынка. В США уже около половины всего вина реализуется через маркетплейсы. Это очень выгодно и для виноделов, и для потребителей, так как мы обходим глухую стену ритейла. Скажем честно: продать вино через современный ритейл – это отдельная серьезная инвестиция. Логистика продаж через интернет обходится в разы меньше.

- Теоретики современного маркетинга утверждают, что на смену «экономике сервиса» пришла «экономика опыта», в которой переживание, эмоция и опыт, приобретенный потребителем при покупке, иногда оказывается даже важнее самого предмета покупки. Вы думаете, что интернет позволяет получить такой опыт и такие эмоции?

- Интернет способствует и более обдуманной, и более эмоциональной покупке – причем во всех сегментах. Его возможности оценят и знатоки вина, с их вечным желанием открыть для себя что-нибудь новое, причем с возможностью заказать вино заранее и на выгодных условиях. Но и для более простых случаев интернет тоже дает возможность ярких маркетинговых решений. Как например, для марки Abrau Light с её амбассадором Клавой Кокой – это более динамичное восприятие и более легкого напитка более живой и молодой аудиторией. Кстати, выбор вина с меньшим содержанием алкоголя – глобальный тренд!

- Какими еще новостями от «Абрау-Дюрсо» Вы хотели бы поделиться?

- Мы расширяем ассортимент, представляем новые продукты и линейки. Совсем скоро появится игристое, произведенное методом «шарма», но с более длительной выдержкой – наш хай-енд в акратофорном игристом. Недавно с успехом состоялась премьера очень важного для нас продукта – коллекционного брюта «Империал La Grande Année», выпущенного специально к 150-летию «Абрау-Дюрсо». Это классическое игристое, произведенное по очень редко используемой технологии трехкратной ферментации. Очень интересный стиль, сочетающий живость и яркость более молодых вин, входящих в ассамбляж, с элегантностью более выдержанных. Настоящим хитом продаж уже стал Brut d’Or Blanc de Blancs, и недавно мы создали для него пару – Brut d’Or Blanc de Noirs. Продолжает радовать нас и «Винодельня Ведерниковъ». Ее культовый «Красностоп» урожая 2014 года уже полностью продан, большим спросом пользуется и «Сибирьковый», недавно выпущен очередной релиз «Фантома». И, кстати, теперь «Ведерниковъ» высаживает только привитой виноград. Наше шампанское хозяйство, Chateau d’Avize, по-прежнему выпускает три кюве: органическое Foliage, биодинамическое Chateau d’Avize и топовое Titov&Fils – по-настоящему очень серьезное шаманское, которым мы можем гордиться. Работающий там Алексей Скворцов стал полноправным главным виноделом этого шампанского дома.

- Надо признать, Вы с командой открыли прекрасные терруары… Они в хороших руках, и им теперь только развиваться!

- Да, как и всему российскому виноделию – развиваться и развиваться!

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Спросить у сомелье

Возник винный вопрос? Теперь спросить и получить исчерпывающий ответ можно прямо здесь — наши сомелье готовы ответить на ваши вопросы.
Имя*
Телефон*
E-mail *
Ваш вопрос
*
Введите символы с картинки*
Задать вопрос сомелье